Мотоциклы
Статьи про железных коней, полезные советы и наблюдения.

Обслуживание аккумулятора

Мотоцикл Yamaha YBR 125 с завода оснащен свинцово-кислотным 12-вольтовым аккумулятором емкостью 5А-ч. Срок службы аккумуляторной батареи в среднем составляет 3 года. Этот показатель может варьироваться в зависимости от правильности хранения, обслуживания и условий эксплуатации.

Стандартый аккумулятор YBR 125 CB5L-B 

Во время работы двигателя аккумулятор заряжается от генератора через реле-регулятор напряжения. Генератор вырабатывает переменный ток, причем его вольтаж меняется в зависимости от оборотов двигателя. Реле-регулятор переменный ток преобразует в постоянный и поддерживает напряжение бортовой сети в пределах 13.7-14.7В. Производительность генератора ограничена, поэтому при подключении дополнительного электрооборудования или установке мощных ламп возможен недозаряд АКБ. Следует учитывать, что генератор выдает ток, достаточный для зарядки, лишь на высоких оборотах. Поэтому длительная езда на оборотах ниже 4 000 также может привести к разряду аккумуляторной батареи. Генератор, реле-регулятор и аккумулятор являются звеньями одной системы и неразрывно работают вместе. Аккумулятор, помимо питания цепи при заглушенном моторе и прокрутки стартера, также выполняет роль буферной емкости, фильтра, сглаживающего скачки напряжения, возникающие в бортовой сети. Поэтому, во избежание выхода из строя электрооборудования, категорически не рекомендуется ездить без батареи или снимать клемму на запущенном двигателе.

Признаки разряженного аккумулятора:

  • Прыгающая стрелка тахометра
  • Громкий треск из-под левой боковой крышки во время нажатия кнопки стартера. Треск издает реле стартера, которому не хватает напряжения для удержания сердечника в обмотке. В результате происходят колебания то в одну, то в другую сторону и появляется звук. При этом с кик-стартера мотор запускается в штатном режиме
  • Снижение яркости головного света, габарита и подсветки приборной панели

Глубокий разряд свинцово-кислотного аккумулятора приводит к потере емкости. При падении напряжения на клеммах ниже 11В, плюсовые пластины покрываются налетом солей, которые не разрушаются при последующей зарядке. Происходит так называемая сульфатация пластин и АКБ перестает работать должным образом. Для зарядки батареи ее следует вынуть из аккумуляторного отсека, предварительно отсоединив специальную трубочку для отвода газов. Отключать в первую очередь необходимо «-» клемму, а только затем «+». Подключать – наоборот: сначала «+», затем «-». Это делается для того, чтобы при работе с аккумулятором случайно не закоротить плюсовой вывод на массу. Если минус при этом будет уже отключен – ничего страшного не произойдет. Периодически проверяйте фишку с тремя проводами (два белых и один синий), расположенную слева от аккумуляторного отсека. Через нее проходит ток от генератора к реле-регулятору. В случае плохого контакта или повышенной нагрузки на бортовую сеть, фишка начинает греться и плавиться, что приводит к проблемам с электрикой и зарядкой батареи.

Фишка генератора YBR 125

Если при установке аккумулятора перепутать полярность, то как минимум – сгорит предохранитель. А как максимум – потребуется замена АКБ.

Предохранитель реле стартера YBR 125

Для правильной работы батарея должна содержаться в чистоте. Регулярно осматривайте клеммы и очищайте их от налета. Также необходимо следить за уровнем электролита в каждой из банок. В свинцово-кислотном аккумуляторе в качестве электролита используется водный раствор серной кислоты. В процессе эксплуатации часть воды испаряется, концентрация кислоты повышается и может повредить внутренние элементы батареи. Если уровень электролита опустился ниже допустимого – следует долить дистиллированную воду. К сожалению, количество раствора в отдельных банках мотоаккумулятора слишком мало для проверки ареометром, поэтому выяснить плотность довольно сложно. Оптимальная величина тока зарядки для аккумулятора составляет 1/10 от его емкости. То есть стандартную батарею мотоцикла Yamaha YBR 125 следует заряжать током 0,5А не менее 10 часов. Для зарядки можно использовать обычные автомобильные зарядные устройства, если они имеют ручную регулировку тока заряда.

Зарядное устройство для свинцового аккумулятора

В процессе заряда кислота вступает в реакцию со свинцовыми пластинами и происходит активное выделение водорода, поэтому зарядку следует производить в хорошо проветриваемом помещении, вдали от источника огня. Аккумулятор считается полностью заряженным, если напряжение на его клеммах составляет от 12,6В до 12,9В. Если мотоцикл не планируется использовать в течение длительного срока, например, зимой – аккумулятор рекомендуется снять и хранить в сухом прохладном месте для уменьшения процесса саморазряда. Перед хранением АКБ следует полностью зарядить и периодически контролировать напряжение на клеммах. Весной, перед установкой, снова проверить уровень заряда, зарядить, если требуется и поставить на штатное место.

Автор статьи - Ирина Лазарева